Как проходит дистанционное обучение?
Студент получает в личное пользование специальные учебно-методические комплексы на цифровых носителях, в которых содержатся необходимые учебные материалы, а также специальная программа – тестовый модуль. Учебный материал включает в себя электронную библиотеку, которая является оцифрованной копией библиотеки колледжа.
Сдача зачетов и экзаменов происходит путем ответов на вопросы тестовой программы, которая запускается на личном компьютере студента в удобное для него время. При этом нет необходимости подключаться к сети Интернет. По окончании тестирования программа высчитывает соотношение правильных и неправильных ответов, а также анализирует затраченное на тестирование время. В результате студент видит полученную оценку. В случае получения неудовлетворительной оценки студент имеет возможность перезапустить тестовую программу без участия учебного заведения. Для лучшего усвоения материала тестовая система имеет режим тренинга. Вместе с полученной оценкой программа выдает студенту специальный цифровой код, который удостоверяет факт сдачи им соответствующего тестового задания. Цифровой код передается в учебное заведение.
В процессе обучения студентам предоставляется возможность получать консультации преподавателей через электронную почту или иным удобным способом. Если в период учебного года студент выбывает за пределы территории обслуживания колледжа, он имеет право получить необходимые задания вперед за несколько месяцев в целях самостоятельной подготовки и сдачи. Также каждый студент имеет право на обучение с использованием сети Интернет.
В дистанционном образовании имеются свои особенности и ряд приемов для успешного обучения. В основном, образовательный процесс строится на применении специальных программных средств и продуктов. Для того чтобы читатель смог провести аналогии с традиционным образованием, предлагаем провести обзор некоторых из таких средств, исходя из классических учебных мероприятий.
Лекция, как форма организации учебного процесса, представляет собой двухчасовое изложение учебного материала. Это один из важнейших видов учебных занятий в вузе, когда определенный объем знаний передается студентам в устной форме. Преимущество лекции состоит в том, что она имеет четкую композицию, компактна, предполагает стройное и доказательное монологическое изложение. На лекции за сравнительно короткое время, может быть дан большой по объему учебный материал. При этом дается основной, наиболее существенный материал и выбираются такие формы его изложения, которые облегчают понимание и усвоение существа излагаемой темы учебного курса.
Лекции, как правило, читают наиболее квалифицированные преподаватели или специалисты-практики.
Из истории вопроса - характер устного изложения учебного курса (обычно на латинском языке) лекция приобрела в XVIII веке в университетах (в средневековых университетах лекция применялась в форме чтения и комментирования преподавателем текста какой-либо книги). Систематический курс лекций, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает лекции вводные, установочные (в системе заочного и вечернего образования), ординарные, обзорные, заключительные. Лекции применяются так же в системах среднего профессионального образования, курсового обучения, в старших классах средней общеобразовательной школы.
Основные требования к лекции: научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий — семинарами, лабораторными работами, учебной и производственной практикой и др. Эти требования к лекции реализуются, в частности, с помощью лекционных демонстраций - наглядного показа скрытых, быстро или медленно протекающих процессов (физических, химических, биологических и др.) средствами кино, телевидения и др. С 50-х гг. лекции транслируются по радио и телевидению. Отдельные вузы издают курсы лекций ведущих преподавателей. Эти издания используются в учебном процессе наряду с учебниками и учебными пособиями.
В дистанционном процессе по нашей методике применяются записанные предварительно аудиолекции ведущих преподавателей и их текстовое представление. Это позволяет, с одной стороны, преподавателю тщательно подготовить излагаемый материал, а студенту прослушать (прочитать) такой материал в удобное для него время. Дополнительным преимуществом таких аудиолекций является отсутствие эффекта «усталости» преподавателя, и дает возможность учебному заведению полностью контролировать качество преподавания (посредством обзора преподавания на заседаниях кафедр, факультетов и пр.). Аудиолекции выгодно отличаются от видеоматериала с учетом пониженных требований к их воспроизведению на студенческом оборудовании.
Каждый год мы накапливаем аудиолекции ведущих преподавателей по дисциплинам наших учебных планов. Это позволяет сохранить те авторские лекции, чтение которых в последующие годы по различным причинам не представится возможным. Таким образом, создается база знаний, и студент, обучающийся в текущем году, имеет возможность ознакомиться с учебными материалами прошлых лет.
Все это положительным образом сказывается на качестве подготовки будущего специалиста.
Лекции, как правило, читают наиболее квалифицированные преподаватели или специалисты-практики.
Из истории вопроса - характер устного изложения учебного курса (обычно на латинском языке) лекция приобрела в XVIII веке в университетах (в средневековых университетах лекция применялась в форме чтения и комментирования преподавателем текста какой-либо книги). Систематический курс лекций, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает лекции вводные, установочные (в системе заочного и вечернего образования), ординарные, обзорные, заключительные. Лекции применяются так же в системах среднего профессионального образования, курсового обучения, в старших классах средней общеобразовательной школы.
Основные требования к лекции: научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий — семинарами, лабораторными работами, учебной и производственной практикой и др. Эти требования к лекции реализуются, в частности, с помощью лекционных демонстраций - наглядного показа скрытых, быстро или медленно протекающих процессов (физических, химических, биологических и др.) средствами кино, телевидения и др. С 50-х гг. лекции транслируются по радио и телевидению. Отдельные вузы издают курсы лекций ведущих преподавателей. Эти издания используются в учебном процессе наряду с учебниками и учебными пособиями.
В дистанционном процессе по нашей методике применяются записанные предварительно аудиолекции ведущих преподавателей и их текстовое представление. Это позволяет, с одной стороны, преподавателю тщательно подготовить излагаемый материал, а студенту прослушать (прочитать) такой материал в удобное для него время. Дополнительным преимуществом таких аудиолекций является отсутствие эффекта «усталости» преподавателя, и дает возможность учебному заведению полностью контролировать качество преподавания (посредством обзора преподавания на заседаниях кафедр, факультетов и пр.). Аудиолекции выгодно отличаются от видеоматериала с учетом пониженных требований к их воспроизведению на студенческом оборудовании.
Каждый год мы накапливаем аудиолекции ведущих преподавателей по дисциплинам наших учебных планов. Это позволяет сохранить те авторские лекции, чтение которых в последующие годы по различным причинам не представится возможным. Таким образом, создается база знаний, и студент, обучающийся в текущем году, имеет возможность ознакомиться с учебными материалами прошлых лет.
Все это положительным образом сказывается на качестве подготовки будущего специалиста.
Консультация — один из видов учебных занятий в системе образования и повышения квалификации; проходит, как правило, в форме беседы преподавателя с учащимися и имеет целью расширение и углубление их знаний. Широко используется в высших и средних профессиональных учебных заведениях, особенно в заочных и вечерних. Консультации, как правило, предполагают вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен студентами, либо не усвоен совсем. Отсюда основная цель консультаций — восполнение пробелов в знаниях студентов. К такому виду консультаций относятся текущие индивидуальные и групповые консультации по учебному предмету и предэкзаменационные консультации. Вместе с тем на консультациях преподаватель может разъяснять способы действий и приемы самостоятельной работы с конкретным материалом или при выполнении конкретного задания. К такому виду консультаций будут относиться консультации по курсовому и дипломному проектированию, консультации в период проведения учебных и производственных практик.
Проведение консультаций в дистанционном образовании возможно двумя способами. Это опосредованное (студент и преподаватель создают свои сообщения в разное время) и онлайн (одновременное) взаимодействие.
Наиболее удобной программной платформой для обеспечения консультаций, с нашей точки зрения, является система программного обеспечения, разделенная на 2 части. Первая часть позволяет студентам направлять преподавателю вопросы, а вторая часть ретранслирует ответы преподавателя всем находящимся на консультации студентам.
Адекватным средством предварительного получения вопросов от студентов (задолго до проведения консультации) является привычная нам электронная почта. В то же время для отправки вопросов преподавателю непосредственно, в период консультации, удобно использовать ICQ.
Как и подразумевает название, ICQ (по-английски звучит как I Seek You — Я Ищу Тебя) является простым способом войти в контакт с людьми по всему миру. ICQ облегчит поиск людей с интересами, подобными Вашим, поможет найти новых друзей, общаться с коллегами и членами семьи независимо от того, где они находятся. Вам достаточно выйти в онлайн, чтобы избавить себя от географических и временных ограничений обычного мира.
Программное обеспечение ICQ является бесплатным и его можно скачать с сайта http://icq.rambler.ru/. Одновременно с заведением Вашей учетной записи в системе ICQ создастся бесплатная электронная почта типа myname@rambler.ru. Также услуги создания бесплатных почтовых ящиков предлагает множество других сервисов. К наиболее известным относятся yandex.ru, mail.ru и другие. Видеоаналогом ICQ является система Skype (некоммерческая), которая позволяет общаться в режиме видеоконференции. Эта система также используется в учебном процессе для идентификации личности при контроле знаний.
Особенно важным моментом в организации консультаций в дистанционном образовании является возможность обратной связи (от преподавателя к студентам). При этом следует учитывать, что обратная связь проводится в аудио-режиме. Т. е. преподаватель отвечает голосом на вопросы студентов, поступившие по электронной почте или по ICQ. Обратная связь реализуется с помощью интернет-радио.
Проведение консультаций в дистанционном образовании возможно двумя способами. Это опосредованное (студент и преподаватель создают свои сообщения в разное время) и онлайн (одновременное) взаимодействие.
Наиболее удобной программной платформой для обеспечения консультаций, с нашей точки зрения, является система программного обеспечения, разделенная на 2 части. Первая часть позволяет студентам направлять преподавателю вопросы, а вторая часть ретранслирует ответы преподавателя всем находящимся на консультации студентам.
Адекватным средством предварительного получения вопросов от студентов (задолго до проведения консультации) является привычная нам электронная почта. В то же время для отправки вопросов преподавателю непосредственно, в период консультации, удобно использовать ICQ.
Как и подразумевает название, ICQ (по-английски звучит как I Seek You — Я Ищу Тебя) является простым способом войти в контакт с людьми по всему миру. ICQ облегчит поиск людей с интересами, подобными Вашим, поможет найти новых друзей, общаться с коллегами и членами семьи независимо от того, где они находятся. Вам достаточно выйти в онлайн, чтобы избавить себя от географических и временных ограничений обычного мира.
Программное обеспечение ICQ является бесплатным и его можно скачать с сайта http://icq.rambler.ru/. Одновременно с заведением Вашей учетной записи в системе ICQ создастся бесплатная электронная почта типа myname@rambler.ru. Также услуги создания бесплатных почтовых ящиков предлагает множество других сервисов. К наиболее известным относятся yandex.ru, mail.ru и другие. Видеоаналогом ICQ является система Skype (некоммерческая), которая позволяет общаться в режиме видеоконференции. Эта система также используется в учебном процессе для идентификации личности при контроле знаний.
Особенно важным моментом в организации консультаций в дистанционном образовании является возможность обратной связи (от преподавателя к студентам). При этом следует учитывать, что обратная связь проводится в аудио-режиме. Т. е. преподаватель отвечает голосом на вопросы студентов, поступившие по электронной почте или по ICQ. Обратная связь реализуется с помощью интернет-радио.
Интернет-радио — система сетевого программного обеспечения, которая позволяет организовать в сети интернет цифровой аудиоканал, к которому могут быть подключены множество пользователей одновременно.
Пользователи (слушатели) получают аудиосигнал на стандартное средство Windows Media Player, которое входит в комплект поставки операционных систем Windows. Таким образом, голос диктора слушается как обычный аудиофайл с тем лишь исключением, что диктор говорит в реальном времени.
Перед началом консультации преподаватель знакомится с вопросами, поступившими ему по электронной почте и ICQ. В процессе консультации преподаватель отвечает на вопросы, поступившие на ICQ в реальном времени.
Таким образом, колледж располагает широкими возможностями и средствами для организации консультаций студентов. Расписание консультаций располагается на специальных досках объявлений в личном кабинете студента на сайте колледжа.
Пользователи (слушатели) получают аудиосигнал на стандартное средство Windows Media Player, которое входит в комплект поставки операционных систем Windows. Таким образом, голос диктора слушается как обычный аудиофайл с тем лишь исключением, что диктор говорит в реальном времени.
Перед началом консультации преподаватель знакомится с вопросами, поступившими ему по электронной почте и ICQ. В процессе консультации преподаватель отвечает на вопросы, поступившие на ICQ в реальном времени.
Таким образом, колледж располагает широкими возможностями и средствами для организации консультаций студентов. Расписание консультаций располагается на специальных досках объявлений в личном кабинете студента на сайте колледжа.
Практическое занятие — это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. И если на лекции основное внимание студентов сосредотачивается на разъяснении теории конкретной учебной дисциплины, то практические занятия служат для обучения методам ее применения. Как правило, практические занятия ведутся параллельно с чтением всех основных курсов. Главной целью практических занятий является усвоение метода использования теории, приобретение профессиональных (практических) умений, необходимых для изучения последующих дисциплин.
Практическое занятие в дистанционном образовании во многом сходно с классическим. Поскольку в гуманитарных специальностях результатом практического занятия, как правило, является составленный документ. Такой документ передается на проверку преподавателю по электронной почте или представителю колледжа. Мы используем стандартные типы файлов doc (документ MS Word), xls (электронная таблица) и пр.
Каких-либо проблем с проведением практических занятий студенты не испытывают. Текущий контроль знаний студентов, в основном, проходит в форме тестирования. Тестирование широко используется в современном образовательном процессе в качестве системы контроля знаний обучающихся. Оно исключает коррупцию в учебном процессе. Самой крупной подобной системой в настоящее время является Единый государственный экзамен.
Вопросы тестовой системы, как правило, предусматривают 4–5 вариантов ответа. Выбор может быть единичным (с одним правильным ответом) или со множественным выбором (необходимо отметить несколько вариантов). До прохождения тестирования студент имеет возможность поработать с тестовой системой в специальном режиме тренинга. Этот режим позволяет проверить свои знания (система показывает Ваши ошибки и правильные ответы).
В целом прменяемая система является удобной и успешно используется нами с 1999 года. Положительные отзывы получены от сотен выпусников колледжа.
Практическое занятие в дистанционном образовании во многом сходно с классическим. Поскольку в гуманитарных специальностях результатом практического занятия, как правило, является составленный документ. Такой документ передается на проверку преподавателю по электронной почте или представителю колледжа. Мы используем стандартные типы файлов doc (документ MS Word), xls (электронная таблица) и пр.
Каких-либо проблем с проведением практических занятий студенты не испытывают. Текущий контроль знаний студентов, в основном, проходит в форме тестирования. Тестирование широко используется в современном образовательном процессе в качестве системы контроля знаний обучающихся. Оно исключает коррупцию в учебном процессе. Самой крупной подобной системой в настоящее время является Единый государственный экзамен.
Вопросы тестовой системы, как правило, предусматривают 4–5 вариантов ответа. Выбор может быть единичным (с одним правильным ответом) или со множественным выбором (необходимо отметить несколько вариантов). До прохождения тестирования студент имеет возможность поработать с тестовой системой в специальном режиме тренинга. Этот режим позволяет проверить свои знания (система показывает Ваши ошибки и правильные ответы).
В целом прменяемая система является удобной и успешно используется нами с 1999 года. Положительные отзывы получены от сотен выпусников колледжа.